Сайт учителя-логопеда Фукаловой Светланы Викторовны
Конспект занятия "Путешествие в сказку "Как сорока клеста судила"Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила» Тема.Зимующие птицы Цели. 1. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». 2. Развитие грамматического строя речи (образование сложных прилагательных; названий детенышей птиц, употребление предлогов). 3. Развитие понимания логико-грамматических конструкций. 4. Развитие навыков чтения. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Развитие зрительного восприятия, зрительного и слухового внимания. 7. Развитие связной речи (ответы на вопросы, диалогическая речь, пересказ текста «по цепочке»). 8. Развитие мышления, памяти, творческого воображения. 9. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями зимующих птиц. Разрезные картинки. Карточки со слогами. Интерактивная доска с иллюстрациями к сказке, музыкальной физминуткой. Предметные картинки с изображением угощений для птиц. Игра «Кормушка». Картинки : «Гном», «Юпик». Ход занятия 1. Вводная часть. · Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (дети сидят полукругом перед логопедом). Мы будем разговаривать (На каждый слог большие пальчики обеих рук И будем выговаривать касаются каждого из четырех пальчиков Все правильно и внятно, несколько раз). Чтоб было всем понятно. * Л-д: Старый добрый Гном нас снова приглашает в сказку. Хотели бы вы побывать в новой сказке? Чтобы в нее попасть, надо выполнить несколько заданий. 1 задание - Слова «рассыпались» на доске. Их надо восстановить. Подчеркнутый слог обозначает начало слова. (На доске из карточек со слогами составлены неправильные слова: васо, росока, цасини, нарово). Это задание будут выполнять дети: Полина, Ваня П., Ваня К., Миша, Вероника, Никита Я., Алина, Эвелина. 2 задание – сложить разрезные картинки. Задание выполняют дети: Тимур, Кирилл, Маша, Никита Г., Кирилл Н. Логопед: Прочитайте получившиеся слова. Назовите составленные картинки (сова, сорока, синица, ворона; снегирь, дятел, клест). На доске выставляются картинки зимующих птиц. Дети садятся за столы. -- Кто это? Какие птицы? -- Почему мы их называем зимующими? -- Назовите птицу с желтой грудкой, красной. -- Если у птицы пестрые крылья, как мы ее назовем? (Пестрокрылая). -- Если у дятла черная голова, как его назовем? (Черноголовый). -- Если у птицы желтая (красная) грудка, как про нее скажем? (Желтогрудая, красногрудая). -- Острый клюв? (Остроклювая). Кто это? (синица) -- Длинный хвост? (Длиннохвостая). Кто это? (сорока). --Кто догадался, о ком пойдет речь в нашем путешествии? -- Зимующим птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь? · Игра «Накормим птиц» ( на доске картинки-угощения для птиц).Дети выходят к доске, выбирают угощения для птиц, ставят картинку-угощение для каждой птицы и говорят: Я накормлю снегиря рябиной и т.д. Снегиря -- рябиной, Синицу -- салом, Дятла -- семенами шишек, Ворону -- крошками хлеба, Сороку -- семечками, Сову -- крошками хлеба, семенами шишек, Клеста -- семенами шишек. 2.сновная часть. Логопед:С заданиями мы справились, пора отправиться в путешествие в сказку. Она называется «Как сорока клеста судила». · Рассказывание сказки «Как сорока клеста судила» (Развитие речевого слуха, творческого воображения). По ходу рассказывания на интерактивной доске появляются иллюстрации к сказке. Гном отправился на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит он под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разбегу шлепнулась на ветку ели, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест: --Слушай сорока, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов! -- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Будем клеста судить за нарушение лесных порядков. Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины. -- Что за шум? За что клеста судить? – спросил он. -- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу. -- И холодов не боишься? -- Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца. Тут рядом со снегирем приземлилась ворона. -- А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? – поинтересовалась она. -- Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает. -- А как же она питается? – удивилась синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор. -- Я ей семена еловых шишек ношу, почки елки и березы, - сказал клест. -- Молодцы, клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор дятел, севший на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное – также любят еловые семена, как и я. Из дупла на ели вылезла тетушка-сова и сказала: -- я хоть ничего и не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут (полетят). А знаете, сколько елочек вырастет из семян, что клесты уронили на землю? -- Не права ты, сорока, - сказал снегирь. --Трещишь без толку, - поддержала его синица. -- Не за что клеста судить, - поставил точку дятел. Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А Гном, наблюдавший за этой историей, улыбнулся, порадовался за клеста и пошел домой. · Физминутка. Упражнение «Снегири». - Мы оказались с вами на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей. Поиграем с ними. Вот на ветках, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают себя по В красных майках снегири. бокам. Руками показывают грудку). Распустили перышки, (Делают мелкие потряхивающие движения Греются на солнышке. руками, опущенными вдоль тела). Головой вертят, (Повороты головой влево-вправо). Улететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! (Взмахивают руками, как крыльями). За метелью! За метелью! · Музыкальная физминутка (используется интерактивная доска). · Беседа по сказке (Развитие диалогической речи. Закрепление представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках. Развитие памяти). - Как называется сказка, в которой мы побывали? - Где происходило действие? - За что сорока собралась судить клеста? - Какой лесной порядок он нарушил? - Поддержали ли сороку лесные птицы? - Почему не поддержали? - С какими лесными птицами вы встретились в сказке? - О чем рассказал клест снегирю? - Что заинтересовало ворону? О чем она узнала? - Что удивило синицу? - Что поведал клест ей? - О чем рассказал птицам дятел? - Что интересного вы узнали из рассказа совы? - Как называют птенцов клеста? Когда они появляются? · Игра « У кого кто?» (Название детенышей птиц) - У остальных зимующих птиц птенцы появятся весной. Назовите их. У вороны - воронята. У снегиря – снегирята. У синицы - птенцы синицы, в разговорной речи – синичата. У дятла - птенцы дятла, в науке – дятлята. У сороки - птенцы сороки, в разговорной речи – сорочата. · Пересказ сказки «по цепочке» · Игра «Доскажи словечко». У человека дети, а у птицы - …птенцы. У человека нос, а у птицы - … клюв. У животных шерсть, у птицы - …перья. У животных лапы, у птиц -…крылья. · «Подумай» (Понимание сложных логико-грамматических конструкций) - Чего больше, птиц или крыльев? - Ворона больше синицы. Кто меньше? - Снегирь летит за сорокой. Кто летит впереди? Кто позади? · Игра «Кормушка» (Правильное употребление предлогов) Снегирь сидит в кормушке. Дятел подлетел к кормушке. Синица качается над кормушкой. Клест улетел за кормушку. Выглядывает из-за кормушки. Ворона спряталась под кормушку. Вылетела из-под кормушки. 3. Итог занятия. - В какой сказке мы побывали? - О каких птицах эта сказка? - Что нового узнали? - Кто из детей на занятии вам понравился больше? Почему? 13 января 2018 в 10:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.