Сайт учителя-логопеда Фукаловой Светланы Викторовны
Приемы постановки звука Р· К 5-6 годам у многих детей ( особенно у девочек) есть физиологическая готовность к постановке звука (р). Очень часто он ставится в первый же день (хотя бы его фрикативный вариант). Поэтому нет необходимости тратить много времени на подготовительный этап для постановки звука (р), месяцами занимаясь артикуляционными упражнениями. · Очень распространенная ошибка начинающих -- ставить звук (р), не прося ребенка достаточно широко раскрывать рот. Следует помнить, что звук (р) – звук открытого рта. Чтобы кончик языка вибрировал, необходимо широко открыть рот. В противном случае, вибрировать будет не кончик, а середина языка. · Печально, но многие молодые специалисты не знают о существовании фрикативного звука (р). Зачем он нужен? Во многих логопедических рекомендациях описана постановка звука (р) от звука (д). Но звук (д) – смычно- взрывной, язык быстро «уходит» от места произнесения. Поэтому предпочтительнее сразу или научиться этот звук тянуть, переходя на английский звук (d), кончик языка при котором располагается несколько выше по сравнению со звуком (д), либо вспомнить английский звук (r) и крепче прижать язык к небу. Это и есть фрикативный (щелевой) вариант русского звука (р). Именно от этого звука удобнее всего ставить звук (р). · Если у ребенка нет навыка длительного щелевого звука (р), рано прибегать к механической искусственной вибрации языка. Фрикативный (щелевой) звук (р) – основа, фундамент для постановки настоящего звука (р). При этом правильное положение принимают не только кончик языка, но и его края (должны прилегать к верхним коренным зубам). Воздушная струя формируется как раз при работе над фрикативным звуком. Причем все функциональные отклонения (стертые формы дизартрии) сразу же видны в работе – язык ребенка «подсказывает», что делать дальше. Нередко способные дети, переведенные на щелевой звук (р), быстро сами начинают произносить звук с вибрацией, тем самым доказывая, что первоначальная форма звука для них природосообразна. · Часто молодые специалисты спешат быстрее использовать логопедический зонд «шарик» для формирования вибрации языка при постановке звука (р). Однако многие дети боятся механического воздействия, нередко возникают негативные реакции, реакции «отторжения». Поэтому сначала целесообразно использовать пальчик ребенка (обработанный предварительно ватным спиртовым тампоном). Логопед же должен контролировать качество и амплитуду вибрации. · Если при постановке щелевого звука (р) язык не поднимается вверх, «хлюпает», «щелкает», становится узким, как «иголочка», «провисает» с левой или правой стороны, упорно «уходит» от центра и т.д. (не видна правильная классическая картина), следует остановиться. Здесь, вероятно, мы сталкиваемся с более или менее выраженным дизартрическим компонентом. Эффективного результата в таком случае можно добиться только с помощью логопедического массажа по мет. Е.В.Новиковой, подключив комплекс артикуляционных упражнений. Иногда можно поставить звук (р) ребенку со стертой формой дизартрии, но он скорее всего будет некрасивым, «тарахтящим». Нужно ли подрезать уздечку? Окончательный ответ на этот вопрос должны дать: учитель-логопед детского сада, логопед поликлиники, хирург-стоматолог. Об укороченной уздечке языка могут свидетельствовать следующие факты. · Ребенок не может свободно поднять язык вверх при широко открытом рте (не обязательно доставать до носа). В норме ребенок может высоко поднять язык вверх, не подпирая, не поддерживая его нижней губой. · Наследственный фактор (кто-то из родителей не выговаривает звук (р), заменяет его горловым или одноударным вариантом, или звуком (л). · При произношении ребенок не выговаривает звуки: (р), (л), а иногда (д), (т), (ж). · Ребенок не умеет цокать или цокает с трудом. Рот при этом широко не раскрывает, цоканье некачественное. · Ребенок плохо ест, с трудом пережевывает пищу. · Ребенку сложно двигать языком (снизу он как бы «пришит»), он болезненно ощущает все движения пальцев (или зондов) под языком. Логопедам необходимо помнить, что в русском языке звук (р) – двухударный (при быстром произнесении язык успевает вибрировать 2 раза). Для сравнения: в английском языке звук (r) – одноударный, в испанском - трехударный раскатистый ( r). Поэтому при отработке и закреплении русского звука (р) мы его утрируем, произносим четко, раскатисто, однако на поздних этапах переходим к более «спокойному» его произношению, не поощряя «зацикливания» на этом звуке. 4 апреля 2018 в 12:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.