Сайт учителя-логопеда Фукаловой Светланы Викторовны

Артикуляционная гимнастика

1. Упражнения для нижней челюсти

 · Рот полуоткрыт  --  широко открыт  --  закрыт.

· Движение нижней челюсти  вперед, рот полуоткрыт  --  и. п.

· Произвольное движение нижней челюсти  вправо – влево.

· Имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка и губ.

· Кулаком подпереть нижнюю челюсть, открывать рот с сопротивлением, надавливая кулаком на челюсть.

2.Упражнения для губ и щек

 · Надувать обе щеки одновременно.

· Надувать щеки попеременно («катать» воздух из одной щеки в другую).

· Втягивать щеки в ротовую полость между зубами.

· Выполнять сосательные движения.

· Растянуть губы  при сжатых челюстях в стороны, вправо, влево, вверх и вниз, обнажая зубы. Затем их расслабить.

· Сделать «хоботок», удерживая его 5-10 секунд.

· Попеременно произносить  и-у, и-о.

· Поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

· Имитация полоскания зубов (надуть губы).

· «Надуть» под верхнюю, затем под нижнюю губу.

· «Уколоть» кончиком язычка изнутри верхнюю, нижнюю губу; правую. левую щеку.

· Производить фыркающие движения губ (фырканье лошадей).

3. Гимнастика мимических мышц

 · Сморщить лицо, затем расслабить.

· Одновременно, а затем попеременно поднимать – опускать брови.

· Одновременно закрывать – открывать глаза.

· Попеременно закрывать правый – левый глаз.

· Одновременно, а затем попеременно прищуривать глаза.

· Нахмурить брови, затем расслабить.

· Совершать нюхательные движения.

 4.Упражнения для языка

 · «Пошлепать» язычок» - рот полуоткрыт, широкий расслабленный язык лежит между губами. Губами шлепать по языку: пя – пя – пя…. Повторить 5-6 раз.

· «Покусать» язычок» - язык между губами. Зубами покусывать язычок: та – та – та…. Повторить 5-6 раз.

· Покусывать язык от кончика, постепенно его высовывая изо рта.

· «Расчешем» язычок» - движение языка вперед-назад с одновременным касанием его зубами. Повторить 4-5 раз.

· «Блинчик» («Лопаточка») – рот открыт; широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать 5 секунд.

· «Иголочка» («Морковка») – рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык удерживать в таком положении 5 секунд.

· «Блинчик» - «Иголочка» - попеременное выполнение вышеуказанных упражнений. Повторить 6 раз.

· «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

· «Трубочка» - зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у. Подуть в «трубочку».

· «Заборчик» - «Трубочка» - попеременное выполнение вышеуказанных упражнений. Повторить 6 раз.

· «Почистим зубы» (сначала нижние, затем верхние) – рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы изнутри, делая движения языком вверх-вниз, затем из стороны в сторону. То же упражнение выполнять, подняв язык за верхние зубы.

· «Мостик» - рот открыт. Губы в легкой улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Язык спокойный ровный, лежит за нижними зубами. Повторить 6 раз.

· «Киска сердится» («Горка») – рот открыт. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка «выкатывается» вперед, затем убирается в глубь рта. Повторить 5-6 раз.

· «Качели» - широко открыть рот.  Напряженный язык поднять за верхние зубы,  опустить за нижние. Повторить 6 раз.

· «Пощелкать кончиком языка» - губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

· «Цокаем язычком» - то же упражнение, но выполняется при округленных и чуть вытянутых вперед губах.

· «Вкусное варенье» - губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот. Повторить 4-6 раз.

· «Чашечка» («Ковшик») – губы в легкой улыбке. Широкий язык на нижней губе. Боковые края и кончик языка поднять, средняя часть языка опущена. Удерживать в таком положении язык под счет от 1 до5.

· «Грибок» - рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать в таком положении пол счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

· «Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

· «Маляр» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперед (от зубов к горлу и обратно).

· «Фокус» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык на нижней губе. Боковые края и кончик языка поднять, средняя часть языка опущена.Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Ватка должна лететь строго вверх. Повторить 5-6 раз.

· «Индюк» - рот полуоткрыт, губы в легкой улыбке. Широким передним краем языка производить движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки: бл – бл.

· «Лошадки фыркают» - рот закрыт, губы сближены (не сжаты!). Дуть на губы так, чтобы они вибрировали. Голос не участвует в работе.

· «Останови лошадку» - упражнение выполняется также, но с участием голоса.

· «Обезьянки дразнятся» («Кучер») – широкий расслабленный язык лежит между зубами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали.

· «Автомат» - рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т сначала медленно,  затем постепенно убыстряя темп. Усложняя упражнение, многократно и отчетливо произносить звук д-д-д, затем сочетание да-ды.

· «Муха» («Шмель») – рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык в форме «чашечки» поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Произносить звук ззззз (тянуть его) и одновременно с этим делать быстрые, резкие движения указательным пальчиком под язычком, добиваясь вибрации кончика языка и появления звука  ррр.

· «Балалаечка» - упражнение выполняется как предыдущее, но произносить следует сочетание дзын. Добиваясь вибрации кончика языка с помощью пальчика (и при правильном артикуляционном укладе) слышится дрын.

7 мая 2018 в 17:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.