Сайт учителя-логопеда Фукаловой Светланы Викторовны

"Становление красноречия"

Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная литература. Активизации словаря, развитию способностей к словесному творчеству помогут дидактические игры.

* Я начну, а ты закончи

Цель: научить ребенка быстро находить верное слово, составлять предложения с использованием приставочных глаголов противоположного значения (глаголов, образованных с помощью приставок).

Начните предложение, используя приставочный глагол. Задача ребенка – закончить предложение, подобрав однокоренной глагол противоположного значения.

Например:

Утром школьники пришли на уроки, а днем…(ушли). Дети играли в прятки. Они забежали за дом, а потом…(выбежали). Курочка подошла к забору, а потом…(отошла).

Синонимы

Цель: научить ребенка подбирать синонимы (слова, близкие по значению).

В эту игру можно играть на улице. Возьмите мяч и кидайте его ребенку, каждый раз называя новый глагол. Задача ребенка – назвать к этому глаголу синоним.

Например:

Ругаться (ссориться), фантазировать (мечтать), прыгать (скакать), бежать (нестись, лететь), разрешать (позволять), любить (обожать), стучать (колотить), плакать (рыдать), крутить (вертеть), найти (отыскать) и др. 

Антонимы

Точно так же можно поиграть и с антонимами (словами противоположного значения).

Например:

Поднимать (ронять), бросать (ловить), радоваться (грустить), лежать (стоять), работать (отдыхать). 

Загадки

Цель:научить ребенка отгадывать загадки, ориентируясь на внешние и внутренние признаки предмета или явления, например:

«Я блестящая, остренькая,

У меня глазок маленький,

За собой несу

Длинную-длинную косу». (Иголка сниткой).

Попросите ребенка назвать слова, которые помогли отгадать загадку. Наличие разнообразных признаков помогает создать законченный образ того или иного предмета в воображении детей. Это возможно, когда в загадке использованы яркие и точные признаки, например: «Круглый, полосатый, да к тому же еще и хвостатый. Красное сердце, зеленый снаружи .Имеет сладкий, вкусный сок» (Арбуз).

Можно не только загадывать загадки, но и попросить ребенка самого составить такие загадки, стараясь как можно лучше описать загадываемый предмет или явление, например: «Большой, просторный, светлый, чистый» (Класс). «Золотое, яркое, горячее» (Солнце).

Найди ошибку

Цель: тренировка внимательного отношения к тексту.

Предложите ребенку найти ошибку в предложениях.

Осенью в парке расцвела сирень.

В полу лежит красивый ковер.

Ольга побежал к реке.

Солнышко спряталось на тучи. 

Кто и что делал

Цель: развивать умение составлять предложения по вопросам.

Кто? Что делает? Куда?  Я иду в бассейн.

Кто? Когда? Что делал? Где?  Ваня вечером гулял в саду. 

Увеличение предложения

Цель: развивать умение составить предложение ярче и интереснее.

Предложите ребенку простое предложение, например: «Ярко светит солнце».

Договоритесь, что по очереди будете добавлять к этому предложению подходящее по смыслу слово:

-- На небе ярко светит солнце.

-- На небе ярко светит весеннее солнце.

-- На утреннем небе ярко светит весеннее солнце.

Составь правильно

Цель: восстановление деформированного предложения.

Дайте ребенку набор слов и попросите составить из них предложение, имеющее смысл.

Пример: лесу, роет, в лиса, нору.

Закончи предложение

Цель: упражнять в составлении придаточных предложений.

Попросите ребенка закончить предложение так, чтобы оно имело смысл (было понятно, о ком или о чем говорится и что говорится).

-- Мы завтра пойдем в лес, если….

-- Я бы подружился с ним, если бы….

-- На улице стало тепло, потому что….

1 октября 2018 в 18:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.