Сайт учителя-логопеда Фукаловой Светланы Викторовны
"Становление красноречия"Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная литература. Активизации словаря, развитию способностей к словесному творчеству помогут дидактические игры. * Я начну, а ты закончи Цель: научить ребенка быстро находить верное слово, составлять предложения с использованием приставочных глаголов противоположного значения (глаголов, образованных с помощью приставок). Начните предложение, используя приставочный глагол. Задача ребенка – закончить предложение, подобрав однокоренной глагол противоположного значения. Например: Утром школьники пришли на уроки, а днем…(ушли). Дети играли в прятки. Они забежали за дом, а потом…(выбежали). Курочка подошла к забору, а потом…(отошла). СинонимыЦель: научить ребенка подбирать синонимы (слова, близкие по значению). В эту игру можно играть на улице. Возьмите мяч и кидайте его ребенку, каждый раз называя новый глагол. Задача ребенка – назвать к этому глаголу синоним. Например: Ругаться (ссориться), фантазировать (мечтать), прыгать (скакать), бежать (нестись, лететь), разрешать (позволять), любить (обожать), стучать (колотить), плакать (рыдать), крутить (вертеть), найти (отыскать) и др. АнтонимыТочно так же можно поиграть и с антонимами (словами противоположного значения). Например: Поднимать (ронять), бросать (ловить), радоваться (грустить), лежать (стоять), работать (отдыхать). ЗагадкиЦель:научить ребенка отгадывать загадки, ориентируясь на внешние и внутренние признаки предмета или явления, например: «Я блестящая, остренькая, У меня глазок маленький, За собой несу Длинную-длинную косу». (Иголка сниткой). Попросите ребенка назвать слова, которые помогли отгадать загадку. Наличие разнообразных признаков помогает создать законченный образ того или иного предмета в воображении детей. Это возможно, когда в загадке использованы яркие и точные признаки, например: «Круглый, полосатый, да к тому же еще и хвостатый. Красное сердце, зеленый снаружи .Имеет сладкий, вкусный сок» (Арбуз). Можно не только загадывать загадки, но и попросить ребенка самого составить такие загадки, стараясь как можно лучше описать загадываемый предмет или явление, например: «Большой, просторный, светлый, чистый» (Класс). «Золотое, яркое, горячее» (Солнце). Найди ошибкуЦель: тренировка внимательного отношения к тексту. Предложите ребенку найти ошибку в предложениях. Осенью в парке расцвела сирень. В полу лежит красивый ковер. Ольга побежал к реке. Солнышко спряталось на тучи. Кто и что делалЦель: развивать умение составлять предложения по вопросам. Кто? Что делает? Куда? Я иду в бассейн. Кто? Когда? Что делал? Где? Ваня вечером гулял в саду. Увеличение предложенияЦель: развивать умение составить предложение ярче и интереснее. Предложите ребенку простое предложение, например: «Ярко светит солнце». Договоритесь, что по очереди будете добавлять к этому предложению подходящее по смыслу слово: -- На небе ярко светит солнце. -- На небе ярко светит весеннее солнце. -- На утреннем небе ярко светит весеннее солнце. Составь правильноЦель: восстановление деформированного предложения. Дайте ребенку набор слов и попросите составить из них предложение, имеющее смысл. Пример: лесу, роет, в лиса, нору. Закончи предложениеЦель: упражнять в составлении придаточных предложений. Попросите ребенка закончить предложение так, чтобы оно имело смысл (было понятно, о ком или о чем говорится и что говорится). -- Мы завтра пойдем в лес, если…. -- Я бы подружился с ним, если бы…. -- На улице стало тепло, потому что…. 1 октября 2018 в 18:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.