Сайт учителя-логопеда Фукаловой Светланы Викторовны

Мальчики и девочки. Особенности развития.

Когда речь заходит о готовности к школе, многие забывают об особенностях развития, связанных с половой принадлежностью. Однако у каждого ребенка по-своему развиты качества, необходимые для обучения, и во многом это определяется полом. 

В результате психологических исследований было обнаружено, что готовность к школе у девочек 6-7 лет намного выше, чем у их ровесников мальчиков. К этому возрасту у девочек:

*  лучше развита речь;

*  больший объем долговременной и зрительной памяти;

*  более совершенна зрительно-моторная координация;

*  хорошо сформирована произвольность общения и поведения;

*  лучше развит социальный интеллект.

 В связи с этим девочкам намного легче адаптироваться к новым правилам и новому коллективу. Об этом говорят цифры исследования утомляемости у первоклассников: у мальчиков она к концу первого года обучения в 6 раз выше, чем у девочек. Средняя оценка успешности мальчиков по основным школьным предметам – 3,9 балла (по традиционной 5-бальной шкале), у девочек – 4,3 балла.

Процесс обучения у мальчиков и девочек тоже проходит по-разному.

Мальчики быстрее выполняют нестандартные задания, девочки лучше справляются с однотипными. Для мальчиков характерен самостоятельный поиск новой информации – девочкам нужны упорядоченные сведения и размеренный темп их подачи. Девочки воспринимают школьное обучение как нечто само собой разумеющееся и четко разграничивают игру и учебу, в то время как мальчики два эти вида деятельности не разделяют.

Высокий уровень тревожности, как ни странно, успешно влияет на обучение мальчиков: мотивирует и заставляет всерьез озаботиться полученными оценками и собственным соответствием статусу школьника. А вот повышенная тревожность у девочки обычно отвлекает ее от учебы, вместо этого она устремляется к успеху в межличностных отношениях. Соответственно, готовя к школе мальчиков и девочек, и действовать надо по-разному.

Для девочек

Девочке должно нравиться задание. Если ей интересна поставленная задача, она приложит все усилия для достижения высокой оценки, в противном случае просто не использует свои способности. Успехи девочки будут намного лучше, если она нуждается в одобрении педагога, который ей нравится. Поэтому следует стараться формировать позитивный образ учителя, передавать все хорошие слова, которые говорил вам о ней педагог. Как только начнете читать своей девочке вслух, выбирайте книги о геологии, астрономии, палеонтологии и т.д. Обращайте внимание на то, какие темы вызывают у нее повышенный интерес, и исследуйте их детально; посещайте экскурсии; читайте как можно больше о том, что ее увлекает. При подготовке к школе больше внимания обращайте на математику. Объясняйте девочке, как математика применяется в повседневной жизни, учите обращаться с деньгами, давайте ей небольшие суммы на покупки. Рассказывайте, какие профессии требуют знаний по математике. Девочки устают быстрее, чем мальчики. Поэтому чаще делайте перерывы в занятиях. Обратите внимание на развитие у дочери умения действовать самостоятельно, а не только по заданным схемам. Если вы недовольны дочерью, спокойно объясните ей, в чем дело. Девочки, по сравнению с мальчиками, более негативно реагируют на раздраженный тон, чем на суть фразы. Хотите быть услышанными – возьмите себя в руки и не кричите.

 Для мальчиков

Для мальчиков очень важно положение среди сверстников, они также нуждаются в признании своего статуса взрослыми. У мальчиков зрительное восприятие развито лучше слухового. Старайтесь использовать яркие маркеры, ватманы, большие доски, картинки – так сыну будет легче разобраться с заданием. При постановке задач используйте короткие фразы, которые формулируют  действия. Не следует делать слишком сильный акцент на аккуратность – главное, чтобы сын разобрался с заданием. Мальчики долго погружаются в работу, им требуется дополнительное время, чтобы полностью  сосредоточиться для выполнения задания. Дайте вашему ребенку возможность самому решить задачу, оказывая помощь лишь в том случае, когда он сам об этом попросит. Определите сына на внешкольные занятия, требующие аналитического подхода, например, на шахматы или в кружок конструирования. Придумывайте с ним больше нестандартных творческих задач. Свое недовольство высказывайте кратко и точно, иначе сын быстро «отключится» и больше не будет слышать вас.

Подводя итог, следует сказать, что и мальчиков, и девочек необходимо ориентировать на успех, а не на избегание неудач. Поэтому больше хвалите, меньше критикуйте – это простой и универсальный совет, который поможет преодолеть трудности в обучении как сына, так и дочери.

24 ноября 2018 в 18:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.