Сайт учителя-логопеда Фукаловой Светланы Викторовны
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок.
Цели. Образовательные: обучать составлению рассказа по серии сюжетных картинок; самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие; уточнить знания детей о зимующих птицах; способствовать развитию логического мышления у детей.
Образовательные: развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание; правильно согласовывать числительные с существительными Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается и желание помочь им. Оборудование: серия сюжетных картинок, предметные картинки с изображением зимующих птиц, макет кормушки. Ход занятия: 1. Вводная часть - игра «Узнай по описанию». Логопед. Дети, я предлагаю вам интересную игру. Она называется «Узнай по описанию» предмет. Хотели бы вы поиграть в нее? Внимательно слушайте мои вопросы и старайтесь правильно ответить на них. Логопед. Про кого можно сказать: драчливый, веселый, удалой, шустрый? Дети. Воробей. · Про кого: желтогрудая, веселая, юркая? (Синица). · Кого назовем красногрудым, ленивым, малоподвижным? (Снегирь). · Кого: белобокая стрекотунья и воровка? (Сорока). · Кто красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев? (Дятел). · Про кого можно спросить: черная, с мощным клювом, блестящими перьями, громко каркает? (Ворона). При каждом ответе детей логопед выставляет предметную картинку с изображением птицы. · Как назвать одним словом всех тех, кто изображен на картинках? (Птицы). · Какие это птицы? (Зимующие). · Где можно увидеть этих птиц? (В лесу, в парке, сквере). · Что общего у них? (Небольшое туловище, маленькая головка, на голове клюв, маленькие лапки с когтями, хвост и крылья). Логопед. Сегодня я хочу предложить вам составить рассказ о том, как можно помочь птицам в холодное время года. 2. Основная часть – Составление рассказа «Кормушка»Логопед. Рассмотрите картинки и разложите их в нужной последовательности. Ответьте на вопросы. Даем ответ полным предложением. · Что дети сделали? (Кормушку). · Почему они решили ее сделать? (Чтобы подкармливать птиц, зимой им холодно и голодно). · Что детям понадобилось для работы? (Доска, рейки, молоток, гвозди, пилка, нитки). · Где дети повесили кормушку? (На ветке дерева). · Кто первым из птиц прилетел к кормушке? (Воробей). · Как бы вы назвали свой будущий рассказ? (Кормушка). Логопед. Внимательно рассмотрите первую картинку. Я предлагаю вам рассказать о том, какие события могли происходить на ней. · Кого вы видите на картинке? (Детей, мальчика и девочку). · Назовите их. (Вова и Маша). · Что дети делают? · Почему они решили сделать кормушку? · Для каких птиц? · Где дети видели птиц? (В лесу, в парке). · В какое время года? (Зимой). · Какие сидели птицы на деревьях? Комфортно ли им было в это время года? (Нахохлившиеся, грустные). · Что детям понадобилось для работы? · Чем занят Вова? (Собирает кормушку). · Что делает Маша? (Помогает Вове). Логопед. Переходим к следующей картинке. · Куда дети пришли? (В парк). · На что встал Вова? (На пень). · Как помогла ему Маша? (Подала кормушку). · Где повесил Вова кормушку? (На ветку дерева). Логопед. Работаем по 3-ей картинке. · Что сделала Маша? (Насыпала семечек в кормушку). · Какая птичка прилетела первой? · Испугался ли воробей детей? (Нет). · Как вы думаете, почему воробей не испугался детей? · Довольны ли вы тем, как поступили дети, Вова и Маша? · Какие еще птицы прилетят к кормушке? · Чем еще можно подкормить птиц? (Крошками хлеба, кусочками сала, крупой). Физкультминутка Тихо, тихо, как во сне, Дети медленно приседают. Падает на землю снег. С неба все скользят пушинки, Медленно встают. Серебристые снежинки. Кружатся над головою Кружатся Каруселью снеговою. А на ветках, посмотри, Руками, как крылышками, хлопают себя по бокам. В красных майках снегири. Руками показывают грудку. Распустили перышки, Делают мелкие потряхивающие движения руками, Греются на солнышке, опущенными вдоль тела. Головой вертят, Повороты головой влево-вправо. Улететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! Взмахивают руками, как крыльями. За метелью. За метелью. Логопед. Еще раз внимательно рассмотрите картинки и подумайте, как вы будете рассказывать. Следует начать свой рассказ с того, какое время года наступило, где дети видели птиц и почему они решили сделать кормушку. Будем рассказывать «по цепочке»: один из вас начинает рассказывать по одной картинке, другой – продолжает по второй, третий заканчивает рассказ. Примерный рассказ, составленный детьми. Наступила холодная зима. Маша и Вова вышли погулять в парк. На ветках деревьев дети увидели грустных птиц: синичек, воробьев и снегирей. Им было холодно и голодно. Маша предложила Вове помочь птицам, сделать для них кормушку. Вова согласился. И работа закипела: мальчик взял инструменты, доску, рейки и гвозди, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Вова встал на пенек, а Маша подала ему кормушку. Мальчик повесил ее на ветку дерева, а Маша насыпала в кормушку семечек. Не успели дети отойти, как кормушке подлетел смелый воробей и стал быстро клевать семечки. Следом за ним подлетели другие птицы и тоже стали клевать корм, не боясь детей. Вскоре дети услышали радостные голоса птиц. Они весело стрекотали и чирикали, как будто благодарили детей за вкусный корм. Вова и Маша решили, что теперь они часто будут ходить в парк и приносить угощения для птиц. · Игра «Доскажи словечко». У человека дети, а у птицы - …птенцы. У человека нос, а у птицы - …клюв. У животных тело покрыто шерстью, а у птиц - …перьями. Животные передвигаются при помощи лап, а птицы - … при помощи крыльев. · Игра «Сосчитай птиц». Один воробей, два воробья, много воробьев. Одна синица, две синицы, пять синиц. Один дятел, два дятла, пять дятлов. Одна ворона, две вороны, пять ворон. 3. Заключительная часть. Итог занятия. - Как называется рассказ, который мы составили на занятии? - Довольны ли вы поступком детей? - Как позаботитесь вы о птичках, прилетающих на ваш участок зимой? - Кто из детей сегодня лучше других работал на занятии? - Рассказы каких детей вам понравились? Почему? Логопед. Мы попросим родителей помочь сделать нам кормушки для птиц. Мы повесим кормушки на нашем участке, будем приносить разный корм для птиц, а они будут радовать нас своими песнями.
24 ноября 2018 в 18:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.