Сайт учителя-логопеда Фукаловой Светланы Викторовны

Интеллектуальная готовность к школе

В 6-7лет формируется познавательный интерес – интеллектуально готовые к школе ребята интересуются самим процессом постижения нового. Задача родителей – стимулировать познавательный интерес ребенка. Любознательный малыш задает множество вопросов, и задача взрослых - правильно отвечать на них. Не игнорируйте вопросы вашего ребенка, но и оставляйте в ответах недоговоренность – это подстегнет мыслительную активность.

 Как оценить, готов ли ваш ребенок к школе интеллектуально? К сожалению, нет единого теста, по результатам  которого можно было бы делать выводы, но стоит это проверить - в игровой форме.

Каждая школа имеет свои приоритеты, и требования у всех учебных заведений разные. Поэтому, говоря об интеллектуальной готовности, мы обозначим ее как широту интересов, запас некоторых знаний и понимание основных закономерностей.

Современные дети поступают в школу, уже имея некую сумму знаний. Минимум для сегодняшнего первоклассника – это счет до 10, умение читать и писать простые слова, вести связный рассказ, уверенно ориентироваться в:

- бытовых  вопросах: знать, как его зовут, свой адрес, профессии родителей;

- окружающей среде: знать цвета, ориентироваться в том, какой сейчас день, месяц и год, знать направления (правое- левое), виды транспорта, различать основные виды растений, птиц и животных (домашних и диких).

Некоторые родители считают, что специально учить малыша этим вещам нет смысла, поскольку знания об окружающем мире возникают стихийно, в процессе взросления. В действительности помощь и подсказка взрослого человека в процессе обучения ребенка крайне важны.

Чтобы проверить, достаточно ли ваш малыш готов к школе интеллектуально, попробуйте выполнить с ним следующие упражнения.

1. Вы называете цепочку слов, например: стул, стол, кровать, а ребенок должен сказать, как назвать все предметы одним словом (мебель).

Примеры цепочек.

Помидор, редис, огурец, картошка – овощи;

мяч, кукла, конструктор, кубики – игрушки;

лето, осень, зима, весна – времена года;

брат, дочка, бабушка, дядя – члены семьи.

2. Точно также вы предлагаете ребенку цепочку слов, но на этот раз ему нужно отыскать, какое из слов « лишнее». Обязательно спрашивайте, почему ребенок дал именно такой ответ. Старайтесь не составлять слишком очевидных цепочек.

Например.

Корабль, лодка, океан, катер;

компьютер, телефон, пианино, калькулятор;

тигр, волк, леопард, собака.

3. Предложите ребенку побыть волшебником и из одной вещи сделать несколько.

Например.

Вы говорите ему : рука, а он должен ответить – руки;

вы: мяч, он – мячи;

вы: человек, он – люди.

 4. Хаотично разложите картинки, на которых изображена привычная  ребенку последовательность действий. Попросите разложить их в правильном порядке, спросите, почему он положил именно так.

Например.

Собираются тучи, идет дождь, выглядывает солнце, появляется радуга.

5. Предложите разобрать на части привычные вещи. Вы называете объект, а ребенок – из чего объект состоит.

Например.

Дерево  (ветки, корни, листья, ствол);

книга  (обложка, страницы, переплет);

стул  (ножки, сиденье, спинка).

6. Покажите ребенку длинное слово и попросите составить из него много коротких. Можно устроить соревнование, кто придумает больше слов. Такие игры хорошо проводить в дороге, где перед глазами есть длинные слова.

Например.

Метрополитен – пол, литр, лот, трон, метр.

7. Предложите ребенку указать сходство и различие пар слов.

Например.

Книга – тетрадь;

день – ночь;

лошадь – корова;

дерево – куст.

8. Назовите ребенку слово и попросите в ответ придумать противоположное.

Например.

Свет – темнота;

добрый – злой;

утро – вечер;

сила – слабость.

9. Назовите три существительных и предложите ребенку объединить их в предложение с условием, что заданные слова можно изменять.

Например.

Кот, миска, молоко, клубок.

Наш кот пьет из миски молоко.

Усложняйте задачу, предлагая составить как можно больше предложений из одного набора слов.

Кот любит играть с клубком и пить из миски молоко.

 10. Придумайте какую-нибудь ситуацию, например: «Девочка расплакалась и ушла». Попросите ребенка придумать как можно больше причин, почему так произошло (ее обидели, наказала мама, она поссорилась с подругой, разбила бабушкину любимую чашку и др.)

11.  Два ребенка садятся спиной друг к другу. У одного из них (у водящего) в руках фигурка, например игрушечный паровоз. Задача водящего – описать эту фигурку: какой она формы, цвета, какие имеет свойства, что можно с ней делать. Задача второго ребенка – назвать эту игрушку, или нарисовать ее, или найти среди других игрушек, или вылепить из пластилина.

12.  Часто в школах для проверки памяти первоклассников используется методика российского психолога А.Р.Лурии, помогающая определить объем памяти. Стоит потренировать будущего школьника дома. Прочитайте ребенку 10 простых слов. Попросите повторить те, что запомнил. Запишите результаты. Проделайте то же еще дважды с разницей в несколько минут, фиксируя результаты. Через полчаса, уже ничего не повторяя, попросите назвать те, которые запомнил.

Подводя итог, важно сказать, что проводя время с ребенком, вы почти всегда можете найти возможность для развития его интеллекта. Поощряйте ребенка к длинным подробным рассказам-описаниям о впечатлениях; при прогулках рассказывайте о том. что вас окружает, обсуждайте вместе спорные вопросы (например, может ли быть жизнь на других планетах и почему). Учите отстаивать свое мнение, делать логические выводы.

2 октября 2019 в 16:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.