Сайт учителя-логопеда Фукаловой Светланы Викторовны
Разговор с родителямиГотовя детей в школу, родители часто учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления. 1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи Ребенку важно уметь: · определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце); · делить слова на слоги; · различать твердые и мягкие согласные; · различать гласные и согласные звуки; · различать слова, похожие по звучанию; · различать слова, отличающиеся одним звуком; · находить слова, в которых нет заданного звука; · осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук. 2. Формирование правильного звукопроизношения Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата. Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков, иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок и на письме. Занятия лучше всего проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут. 3. Развитие моторики и графических навыков Необходимо тренировать: · пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.); · общую моторику; · мелкую моторику – развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.), используя приемы: пальчиковые игры, штриховки, узоры в тетради в клетку, дорисовывание предметов и т.д. 4. Развитие звуко-буквенного анализа Ребенка надо научить: · устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами; · понимать смыслоразличительную роль буквы. 5. Развитие словаря Формировать умения: · определять количество и последовательность слов в предложении; · составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам; · пересказывать текст; · рассказать сказку. 6. Обучение чтению Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма. Если же время упущено, и ошибки уже присутствуют регулярно и стойко, то Вам поможет материал следующих игровых заданий. 1. Слоговой анализ и синтез Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове. * Только гласные Ведущий называет слова, а дети называют только гласные звуки или находят их в разрезной азбуке. * 1, 2, 3, 4 а) Ребенку предлагаются картинки. Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов. Победит тот, кто быстрее справится с задачей. б) Ведущий показывает картинки, а дети выбирают их в соответствии со своим номером: 1 – в слове должен быть один слог, 2 – в слове два слога и т.д. * Шифровальщики а) Выделить из слов первый слог: хорек, рокот, шорох, хорошо, отлично б) Выделить в словах первые слоги, записать их. Составить из них предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа).
в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги, записать их и составить из них предложение. Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума – пустая сума). * Внимание и счет Внимательно прослушать предложение и запомнить слова, состоящие из трех слогов. Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. (Около нашего домика стояла береза.) 11. Фонематический анализ и синтез В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове. Угадай-ка Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков. Ребенку дается карточка с написанной на ней цифрой. Ребенок, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ребенок произносит слово и просит товарищей определить количество звуков. Узнай, кто ты Из первых звуков сложи слово. Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец.) Последний звук Выделить последний звук в слове, записать, составить слово. Кенгуру, мяч, кружки, сеть. (Учить.) Хожу, дом. (Ум) Внимание, на старт! Взрослый показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Определить, сколько звуков в слове, сколько слогов. Кот дальше На доске или листе бумаги две дорожки, разделенные на клеточки. Играют два ребенка – они водители. У каждого машинка, ракетка или лодка. Дается по три хода. Нужно подобрать как можно длиннее слова (каждое деление - слог или звук). Кто быстрей? Кто больше? В течение 2-х минут: а) составить как можно больше слов на определенный звук; б) составить предложение с большим количеством слов; в) составить слова из 1, 2, 3 и более слогов. 2 октября 2019 в 17:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.