Сайт учителя-логопеда Фукаловой Светланы Викторовны
Развитие речи и мышления у ребенка до пяти летО великом будущем ребенка в семье мечтают его мать, отец, бабушки и дедушки. И оно в самом деле велико и прекрасно: ведь вашему ребенку предстоит овладеть речью и изумительным конкретно-образным мышлением уже к пяти годам. Как же это произойдет? Здесь можно сослаться на два авторитета. А.С.Макаренко, отвечая на вопрос молодой мамы: с какого возраста надо ей начинать воспитание ребенка, которому еще от роду только три недели, - ответил, что она уже опаздывает с воспитанием на три недели, так как начинать воспитание дитя следует с самого дня рождения. Джон Локк, английский педагог и психолог, в своей монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание ребенка, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста. Душу ребенка он сравнивал с чистой классной доской: что на ней будет написано до исполнения ребенку пяти лет, то проявится в юноше или девушке в зрелом возрасте. Отсюда следует, воспитание надо начинать с первого дня жизни ребенка и внимательно следить за ним до пятилетнего возраста, а уж там… что посеешь, то и пожнешь. Но какое же это воспитание с первого дня жизни? Он же еще ничего не видит и ничего не слышит! – спросят многие из нас. Попробуем ответить на эти вопросы. Начнем с того, что есть мозг новорожденного и мозг пятилетнего ребенка. Конечно, они отличаются друг от друга. Но у них есть и много общего: оба полушария головного мозга состоят из четырех долей, которые имеют непосредственное отношение к познанию окружающего мира, к речи и мышлению. Это левополушарные и правополушарные височные (слуховые)доли, две затылочные (зрительные) доли, две теменные, ответственные за тактильные и пространственные координаты всех наших движений, начиная от ходьбы и других навыков рук и ног. Кроме того, они отвечают и за пространственно-организованные движения артикуляционного аппарата (различные «позы» губ, языка, мягкого неба, глотки, гортани и даже мышцы, которая регулирует речевое дыхание). И наконец, две – правая и левая – лобные доли. У лобных долей организационные функции. У малыша они выполняют роль закрепления всех элементарных тактильных, слуховых и зрительных сигналов, стимулируют общую активность ребенка для решения его ежечасных потребностей: быть сытым и чистым, то есть для преодоления дискомфорта, в процессе которого устанавливается «речевой» контакт с мамой, папой, бабушкой. К концу первого года жизни ребенка заканчивается период дословесной коммуникации. Малыш проходит стадии случайно возникающих звуков во время гуления. Стадия гуления носит врожденный характер и свойственна для детей всех национальностей. Гуление наблюдается и у глухих детей, у которых не было звукового контакта с матерью. Однако, картина значительно меняется, когда ребенку исполняется 8-9 месяцев. Он перестает гулить и не начинает лепетать. По этому признаку – прекращению гуления и отсутствию лепета – чаще всего и определяется, что ребенок не слышит. Слышащий же ребенок в 8-9 месяцев начинает на слух воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопрос «где папа?», «где киска?» и т.д., причем малыш радуется, что его понимают. Он начинает подражать взрослым в играх с игрушками, ложкой, чашечкой т.п. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже разнятся: вокализируются чувства радости и недовольства в сопровождении уже характерных звуков: а-а-а; у-у-у и т.д. На смену гулению приходит лепет. К 12 месяцам у малыша уже богатая мимика, жесты. И чем больше все члены семьи общаются с ребенком, тем быстрее налаживается контакт с ним, тем богаче словосочетания, которые можно наблюдать в этом важном периоде лепета. Из него в ближайшие месяцы будут рождаться первые слова ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев (до8 мес.) опережает развитие устной речи, оно закладывает пассивный словарь ребенка. К началу второго года жизни ребенок в процессе общения со взрослым начинает понимать, что предметы имеют названия. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый интонацией требования: «назови». Указательный жест малыша настойчиво перемещается с одного предмета на другой до тех пор, пока не «насытится» познанием того, что разные предметы имеют разное название. Этот момент активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления. Итак, ваш малыш подвижен, бегает по квартире, за ним нужен глаз да глаз. Он всеми силами старается быть « полезным». Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник может быть горячим, ножницы колючие, стакан стеклянный и потому разбился; начинает фантазировать. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал «мамино пение» колыбельных или русских народных песен. Пение должно быть тихим, но разборчивым. И тогда маленький человечек именно в самом начале второго года жизни начнет, слушая маму или пластинку, петь мелодии «Во поле береза», «Сорока-белобока» и др. Ребенок приобретает жизненный опыт, слышит и понимает речь родителей, у него накапливается пассивный словарь в понимании многих сложных глаголов, наречий (тут, там, сюда). В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, которые состоят из одного-двух слогов и произносятся при помощи 6-8 звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает только мама. Но это уже общение с помощью речи. Развитие речи у детей может протекать различно. У одних – довольно медленно формируется «высказывание» из 2-3слов, но зато они быстро (к году и восьми месяцам, а то и раньше) овладевают произношением почти всех звуков родного языка, и лишь затем их «фраза» возрастает до 3-5 слов. У другой группы детей бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные «фразы», но понимает их только мать. Почему? Просто у них еще нет большинства звуков и они «оперируют» появившимися у них несколькими слогами. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Это обусловлено, вероятно, более пластичной нервной системой девочек. К двум годам здоровый, нормально развивающийся ребенок, живущий дома, с которым много говорили не только отец и мать, но и все члены семьи, начинает свободно говорить, не освоив иногда к двум годам лишь сложный звук «р». Ребенок уже самостоятельно играет с любимыми игрушками, не перестает разговаривать с ними. Девочки поют своим куклам колыбельные песни, а мальчики какие-то военные. Но все уже знают «В лесу родилась елочка..». После 2-х лет (до 2 лет и 6 месяцев) наблюдается бурное употребление в речи предлогов, местоимений, прилагательных, наречий, сложных предложений. К трем годам грамматический строй родного языка в основном оказывается усвоенным. В речи появляются вопросительные слова «как», «почему», «какой», фразы со множеством однородных членов предложения («щенок нашел себе ямку и залег в нее»). К двум с половиной годам у ребенка бурно развивается и конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: «угадай загадку», «чьи это ноги» и др. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. У него появляется представление о числе (один, два, много), он может не только знать наизусть множество стихов, но и сам сочинять «стихи», работать с конструктором, «исследовать», что у мишки в животе, разломать машинку, нянчить куклу, подражая маме. Итак, вашему малышу три года. Это уже самостоятельный человек, который во всем подражает папе и маме, вертится перед зеркалом, прихорашивается или не хочет сменить старую курточку или рубашку на новые вещи. Он к старому привык. И на все у него есть ответ. Он превращается в «почемучку» Конкретно-образное мышление – прекрасное средство для познания окружающего мира, и ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить интересы, любопытство ребенка. Ребенка в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке («Пощучьему велению… и т.п.), так как они воспитывают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с детьми фрагменты мудрых сказок А.С.Пушкина, читайте ребенку сказки братьев Гримм, Андерсена. Настольными книгами малыша должны стать стихи и сказки Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова. В ребенке надо утверждать любовь к дедушкам и прадедушкам, к бабушкам и прабабушкам, подчеркивая их лучшие качества. С этого начинается любовь к Родине. Около пяти лет ребенку уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, обитателях моря, рек, лесов. Очень внимательно отбирайте для него передачи телевидения. В вашем доме может появиться глобус или географическая карта, и в «путешествиях» с родителями ребенок постепенно получит знания о реках, горах, озерах и т.п. В этом же возрасте закрепляются знания о временах года и суток, о наличии звезд. Малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнает, что словами клетка, звезда, ручка, ключ обозначаются не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок ткани на платье и т.п. Так закладываются в сознание ребенка элементы абстрактного мышления. Если к пяти годам ребенок не усвоил произнесение звуков «л», «р», свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые – мягко, надо обязательно обратиться к логопеду, так как в школе он будет путать эти звуко-буквы, что, естественно, скажется на успеваемости. Воспитывайте в ребенке самоуважение и никогда не ругайте его за разбитую чашку, сломанную ручку или линейку. Вспоминайте, сколько вы всего сами разбили, сломали. И он всегда будет вашим другом, будет радовать вас своей учебой, любознательностью, наблюдательностью. А помощниками вам в этом будут логопед, воспитатель детского сада, учитель первого класса. 2 октября 2019 в 17:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.